Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Дмитрий Харатьян: 'Люди 13-15 лет готовы к ответственной душевной работе'
 
C 1 по 9 июля во Всероссийском детском центре 'Орленок' - тринадцатый Открытый фестиваль визуальных искусств. С Президентом фестиваля Дмитрием Харатьяном говорим о детском кино. Или о его показательном отсутствии на наших экранах.

- В конце 80-х благодаря 'Розыгрышу', то есть самому настоящему тинейджерcкому кино мы и узнали о существовании юного Димы Харатьяна. Фильм и песни из него были чрезвычайно популярны. Но в те годы реакция на фильмы в обществе была принципиально иной. Помнишь, что творилось после 'А если это любовь?' Райзмана, 'Чучела' Быкова? Как шумели газеты, возмущались учителя. Кино старой советской закваски умело возбудить - возмутить общество. Да и общество было способно возбуждаться-возмущаться. Возможно ли подобное снять сегодня? Востребовано иное: язык, ритм, энергия. Да и романтика первого 'Розыгрыша уже кажется сахарной ватой. Или ты со мной не согласен?

- Конечно, тот 'Розыгрыш' для нынешних юных не актуален. Но для старших поколений, тех, кто смотрел фильм тогда, он не кажется сладковатым. Он часть молодости, пласт человеческих воспоминаний, живой связи с историей нашей общей жизни. Ведь в 'Розыгрыше' отразилась и эволюция музыки, песни. Разрешили петь молодым. Многие впервые с помощью этого, как ты говоришь 'сахарного' кино, узнали, что есть ребята, сами сочиняющие, играющие свою музыку. И не обязательно опусы про комсомол, сочиненные дядями из союза композиторов. Тогда это было почти революционным. Плюс интонация. Честная. Ну да, кино - ничего особенного. Зато про нас. Мы точно так же разыгрывали учителей. Или как-то иначе. Дух передан. И проблемы. Про отцов и детей. Про лидерство и аутсайдерство. Про белых ворон и коллектив-массу. Там много всего совпало. Язык, устаревший сегодня, тогда был ультрасовременен. Мы так говорили. Все эти словечки 'клево': И гитары были похожи, и прически, и одежда. Мы им поверили. Режиссер Меньшов сработал точно.

- Замечу, что в давние советские времена в детское кино пришла большая режиссура: Климов, Митта, Быков.

- 'Подранки' Губенко вышли в тот же год, что и 'Розыгрыш', поведав нечто важное о первом послевоенном поколении. А Динара Асанова, работавшая в то время? В фильмах 'Не болит голова у дятла', 'Ключ без права передачи' - новый уровень откровенности разговора с подростком.

- К картинам, которые ты назвал, можно добавить внушительный список. Главное заметить, что в фильмах той поры, обращенных к молодой аудитории, решались и ставились недетски важные проблемы взаимоотношений между людьми: порядочности и предательства, совести и сервильности. Сейчас сместился взгляд на юношеское кино. Нынешние фильмы лепят в песочнице для социально и умственно отсталых. Пытаются надувать цветные шары в трехмерном мире.

- Потому что кинематограф из сферы художественной, проблемной, воспитательной ушел в разряд чистого развлечения. А развлечь серьезным разговором не получится.

- Тогда давайте похохочем, постебаемся, как в 'Гитлер, капут' или 'ДМБ'. Отсюда темки сказочные, диалоги фальшивые.

- Изменилось время, кино стало продуктом, зритель - потребителем. Кинопрокат - рынком. Кассовые сборы - идеей фильма. Просто задачи поменялись.

- Но на этой территории развлекательного, аттракционного кинопродукта мы слабы, немощны, бедны. Выходящие сейчас на экраны 'Гарри Поттер и Принц- полукровка' стоит уже $200000000. Но кино камерное, психологически смысловое, держащее зрителя в напряжении, практически исчезло. Оно-то не требует ни больших вложений, ни мощной производственной базы. Отчего ж его нет?

- Да нет, назову несколько фильмов. Может, они - исключения из общей тенденции. К примеру, 'Итальянец' - фильм о мальчишке из детского дома - близок асановским картинам.

- На мой взгляд, ни 'Итальянец' Кравчука, ни 'Спартак и Калашников' младшего Прошкина не стали фильмами-откровениями. Но это вполне качественное, профессиональное кино, следующее традициям: Но и подобных приличных фильмов единицы. Удивительно, будто сегодня нет разведенных родителей, брошенных детей, разрыва поколений. Почему это неинтересно молодым режиссерам? Замечу, что и 'Добро пожаловать:', и 'Сережа', и 'Друг мой, Колька', да и 'Розыгрыш' были режиссерскими дебютами. Кстати, во втором 'Розыгрыше' есть попытка влить в старые сюжетные меха проблемного кино новые ритмы. С модным рэппером Noize MC и его песнями.

- Считаю, этот фильм свои задачи выполнил. Другое дело, что зритель не откликнулся. Что это, время? Внутрипрокатная конкуренция? Неправильное рекламное поле? Ни резонанса, ни зрителя, которого с пол-оборота завели хиты: от 'Дозоров' до 'гамбитов', от 'любовь-морковь' до 'Жары'.

- А как фильм приняли в 'Орленке'?

- Здорово. Я же читал рецензии ребят. Кто-то сравнивал с первым 'Розыгрышем'. Многие писали, что точно такие ситуации происходят сегодня со школьниками, в их классах. Любопытно, что взрослые говорили: 'Это жестоко - делать mms-рассылку с голой учительницей'. Дети возражали: 'Все это семечки. У нас было круче'. Сегодня кино бежит от реальных проблем. Мы же знаем, что происходит. В Интернете можно увидеть, как подростки практически убивают друг друга. Действительность жестче. 'Розыгрыш' по сравнению с ней - добрая сказка. Тем не менее, вижу, что детей эта история взволновала.

- В 'Орленке', конечно особая аудитория. И фильмы там смотрят своеобразно. Помню, Александр Абдулов во время показа 'Бременских и С' признался мне, что у него мурашки бежали по коже: 'Я видел многое. Но еще никогда не испытывал такого счастья от общения со своей аудиторией'. В 'Орленке' счет фильму представляется сразу. Во время просмотра. Зал будет бесцеремонно хлопать стульями, опустевая на глазах, если на экране бездыханный сюжет, ложь. И аплодировать, орать после показа, если фильм понравился:

- В 'Орленке' - уникальная аудитория. Одни дети. В мультиплексы они ходят с родителями, хрустят чипсами. Признаюсь, я думал о них хуже. Все эти клише про компьютерное поколение, которое не парится: Но мы показали на фестивале фильм 'Аврора' про девочку, жертву Чернобыля. И детские рецензии на фильм меня поразили. Не только степенью профессионализма, но готовностью сочувствовать. Соучаствовать. Оказывается, они не нацелены только на развлечение. Люди 13-15 лет готовы к ответственной душевной работе.

- Выходит, это кинематографисты не могут соответствовать уровню запроса на актуальный серьезный разговор со своей аудиторией?

- Но при этом, заметь, каждый фестиваль в 'Орленке' показывает один-два фильма, точно попадающих в молодежную среду. Одна из последних таких работ - 'Пробуждение' Станислава Лебедева с Юрием Кузнецовым в роли деда главного героя. С нетривиальным, эмоциональным разговором о жизни и смерти.

- Около трех тысяч детей принимают участие в Фестивале Визуальных искусств. Смотрят кино и сами снимают клипы, оценивают качество развивающих компьютерных дисков. Высказывают собственное мнение об уровне телевизионных программ для детей. Помню, как детское жюри фестиваля не согласилось с решением ТЭФФИ, наградившим новгородскую передачу 'Домашний адвокат' званием лучшей детской передачи. Возмущение детского жюри вылилось в петицию к арбитрам из ТЭФИ. Дети взывали и к создателям программ, советоваться с ними, выяснять, что же им на самом деле интересно. Правильно ли я поняла: самое важное на фестивале в 'Орленке' - работа с аудиторией. Сегодняшней и будущей.

- Ну да, я вижу в них наше 'продолженное настоящее'. Главное, чтобы их услышали.

- Ну да, написали ребята письмо в ТЭФФИ, и что? Появились на телевидении смысловые современные передачи? Детское жюри в номинации 'Кинематограф' не дало Гран-при, написали Президенту страны с просьбой обратить внимание на вопиющее отсутствие достойного детского кино. И где это кино? Ты называешь отдельные опусы, понимая, что до уровня фильмов Быкова, Митты, Асановой нашему 'подростковому' кино как до луны. Давай, над дверьми Минкульта прибьем растяжку: 'Наши дети заслуживают лучшего кино, чем то, которое вы для них снимаете'?

- Давай, не будем спешить с выводами, мы же с тобой еще не видели новых фильмов, вошедших в программу нынешнего фестиваля?

Справка 'Новой'

Открытый Российский фестиваль Визуальных искусств - уникальный форум, объединяющий в своей программе семь равноправных конкурсов. Семь детских жюри, под руководством Мастера смотрят и судят семь номинаций: 'Кинематограф', 'Телевидение', 'Компьютерное творчество', 'Молодая режиссура' (конкурс 'Режиссеры ХХ1 века' включает работы студентов и дебютантов), 'Анимация'. 'Детское экранное творчество', и 'Фотография'.

В конкурсе 'Игровое кино' новые российские фильмы:

'Двенадцатое лето' Павла Фаттахутдинова,
'Крыша' Бориса Грачевского,
'На мосту' Андрея Разумовского,
'Невинные создания' Евгения Юликова,
'Осторожно, дети!' Станислава Лебедева,
'Приключения на хуторке близ Диканьки' Николая Денисова.

В анимационном конкурсе сразу три полнометражных фильма:

'День рождения Алисы',
'Про Федота стрельца, удалого молодца'
и 'Новые приключения бабки ежки и другие'.

На круглых столах обсуждаются следующие темы:

'Проблемы современного кинематографа для детей и молодежи'
'Инновационные компьютерные технологии'
'Телевидение нового века для детей или против детей?'.

Лариса Малюкова
обозреватель 'Новой'

03.07.2009

Источник: http://www.novayagazeta.ru/data/2009/070/20.html
 
Высоцкий 75 лет

бСЮсдЪ ?ЪЬЪдн RЪзСЫЭаУгЬаФа ?ЮЪдвЪЫ +ЦУиаУ. °жЪиЪСЭоЯнЫ гСЫд