Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
Дмитрий Харатьян: Принесите мне мацы!
 
  
 

01 мая 2005. То, что Дмитрий Харатьян - актёр гениальный, лично мне стало убедительно ясно ещё в начале 80-х годов минувшего столетия, после выхода на телеэкраны страны советов приключенческого фильма 'Зелёный фургон'. Мы с друзьями смотрели эту картину, затаив дыхание. Надо сказать, что в нашем дворе, молодёжь среднего и старшего школьного возраста, по счастью, подобралась весьма продвинутая: в перерывах между мордобоем любили мы поспорить об искусстве. А из всех искусств, как известно, важнейшим является кино. По крайней мере, именно такой тезис доводил до нас дедушка Ленин, прищурно улыбаясь с огромного панно у входа в главный городской кинотеатр им. Максима Горького.

В пубертатном возрасте, обсуждение экшн-фильмов, как правило, сводится к тому, кто кого 'шарахнул', и кто куда потом отлетел. На 'Зелёном фургоне' произошло чудо, - нам открылись совершенно иные, новые вещи. И хоть блистательную игру Харатьяна мы скорее ощутили нутром, нежели поняли осмыслено, именно его Володя Патрикеев, повзрослевший по ходу фильма, заставил враз повзрослеть и нас. Не надо морщиться, я и сам не люблю чересчур громких клише! Только ведь, факт остаётся фактом:

'Фургон' на долгие годы стал любимой лентой многих моих друзей. Я уж не говорю про девчонок, повально влюбившихся в смелого и романтического диминого героя. Да и в самого Диму, ставшего для них этаким советским Ди Каприо, если позволительна подобная ретроактивность.

С тех пор конкретно поменялись декорации. Не только театральные и киношные, но и глобально-исторические. И с этими декорациями конкретно изменились и мы. Казалось, что двадцать лет спустя, не стареть и не меняться способны лишь выдуманные мушкетёры Александра Дюма. Ан нет! Никому не назло не стареет и народный артист России Дмитрий Харатьян. Он, конечно, взрослее 'товарышу начальника' Патрикеева, но, всё же, не старше гардемарина Алёши Корсака или разведчика Феди Соколова. А между тем, в первый 'водолейный' день сего года актёру 'стукнуло' сорок пять лет.

- Дима, я понимаю, что журналюги достали тебя этим вопросом, и всё-таки, как ты умудряешься выглядеть лет на пятнадцать моложе?

- Понятия не имею! Скорее всего, это гены. Родители, дедушки, бабушки: Отношение к жизни, к собственному здоровью. Без этих предпосылок вряд ли что-либо получилось бы в плане неувядаемой молодости. А вообще, на всё воля Б-жья!

- Тебе, наверное, коллеги по цеху завидуют, особенно, те твои ровесники, которым впору твоих родителей в кино играть?

- Вот это уже у них надо спрашивать! Нет, я не думаю. Каждому своё! Чему тут завидовать?..

- На рубеже последних десятилетий ХХ века тебя трижды подряд признают лучшим актёром страны. Эдакий кинематографический Рональдо. Насколько серьёзно ты сам относишься к подобным титулам?

- С известной степенью условности и относительности. Популярность - это же не измерение одарённости или таланта, это просто уровень востребованности артиста у широких слоёв населения. Рейтинги, в подавляющем большинстве, носят субъективный характер. Своеобразный средний показатель, который, впрочем, даёт некую уверенность в себе. С другой стороны, публичность нашего ремесла, безусловно, предполагает необходимость в подкреплении своего статуса. Да и в качестве индикатора этой самой востребованности рейтинги полезны; актёру важно осознавать, что, то, что он делает, - нужно людям!

- Ты отказался играть Путина в кино, а есть такие роли, на которые ты сам готов напрашиваться?

- На счёт Путина информация у тебя неправильная. Сам фильм не о президенте России, а о человеке, на него похожем. Роль досталась другому человеку (Андрею Панину - Д.А.), а я к этой картине просто никакого отношения не имею.
О том, чтобы самому напрашиваться на роли, я такой привычки не имею. Я вообще предпочитаю меньше инициировать во всём, доверяясь, как правило, своей судьбе. Чем неожиданнее и спонтаннее возникает то или иное событие в жизни, тем более оно мне интересно. Иначе, как показывает практика, достигнутая цель быстрее обесценивается. Также и с ролями дело обстоит: когда я к какой-то конкретной роли пытаюсь искусственно стремиться, то я её никогда не получаю. И, напротив, - ничего не делаешь специально, и роль сама приходит к тебе.

- Ты хочешь сказать, что сидишь, сложа руки, даже когда речь идёт о самых высоких гонорарах?..

- Такие гонорары бывают только в рекламах! Высокие гонорары за кино-роли? Такого у нас пока ещё нет:

- То есть, на рекламе сегодня можно заработать больше, чем, снимаясь в игровом кино?

- Совершенно верно! На участии в некоторых рекламных роликах, в течение одного или двух дней, можно заработать больше, чем за добрые полгода съёмок в каком-нибудь сериале.

- Тогда почему все актёры не стремятся в эту золотоносную рекламу?

- В том то и дело, что стремятся. Но туда не слишком-то и зовут. Туда, в общем, избранные попадают. Люди знаковые, брэнды, если хотите: Лица!..

- В таком случае, тебя рекламные режиссёры должны были просто на части разорвать!

- А мне и так хватает предложений из этой сферы, другое дело, что цена не всегда устраивает. А если цена подходящая, так сама тема, сам предмет рекламы, бывает не подходит. Знаешь, как Раневская замечательно говорила: 'Деньги проешь, а стыд останется!'
Хотя, с другой стороны, это тоже работа, и её не надо гнушаться. Это по нашему менталитету выходит едва ли не позорным занятием, а на западе никто не считает съёмки в рекламе делом зазорным. Напротив, 'звёзды' там к этому относятся, опять же, как к подтверждению своего определённо высокого статуса:

-:Не говоря уже о том, что некоторые рекламные ролики можно смело заносить в разряд мини-шедевров. Я бы даже сказал, что есть реклама, на которой не хочется переключать телевизор. С тем же Сашей Семчевым, например!

- Любое дело, за которое берутся профессионалы и делают его с душой, можно довести до уровня искусства. Может быть, и не самого высокого, но достаточно интересного, чтобы оно привлекало.

- Чем ты занимаешься помимо пассивного ожидания сваливающихся на голову ролей в театре и кино?

- Занимаюсь понемногу режиссурой и продюсированием. Гастролирую с концертными программами, своеобразными творческими встречами со зрителями, где я пою песни и общаюсь с публикой. Киношному актёру это особенно важно, мы ведь, в основном, стоим перед камерой, а для того, чтобы подзарядиться творческой энергией необходимо почаще общаться с публикой напрямую.

- Сразу несколько фильмов с твоим участием снимались на советском юго-западе, в регионе, который можно вольно назвать Приодессьем. Заколдованное место? Ты и с женой своей там познакомился:

- Да мы с Мариной Майко познакомились в туркомплексе 'Одесса', где располагались съёмочные группы двух картин. Будущая моя жена снималась у Зельдовича в фильме 'Закат' по Бабелю, в роли Маруси, а я - у Гайдая в комедии 'Частный детектив, или Операция 'Кооперация'. Познакомились совершенно случайно: она не знала актёра Харатьяна, несмотря на несколько уже сыгранных мной к тому времени ролей, а я понятия не имел, что передо мной 'Мисс Тирасполь' и участница всесоюзного конкурса красоты. Вслед за ничего не значащим знакомством пришла любовь. С тех пор живём в счастье и радости, растим сына Ванюшу.

- У тебя ведь и дочь есть Александра, от первого брака. Это правда, что ты учишься с ней в одном университете только на разных курсах?

- Слушай, если ты всё знаешь, зачем тогда спрашиваешь?!

В этот момент в гримёрку, где мы сидим с Димой, заглянул легендарный и самый 'утренний' телеведущий Юрий Николаев, который, на пару с диктором радио РЭКА Игорем Мушкатиным, вёл юбилейные вечера Максима Дунаевского в Израиле. Он зовёт Харатьяна на сцену для участия в исполнении финальной песни. За время отсутствия актёра я знакомлюсь с Мариной Майко и рассказываю ей, что мы земляки. С удовольствием начинаем вспоминать названия тираспольских улиц и переулков, на которых, возможно, мы даже пересекались когда-то в детстве. Этому диалогу не без интереса внимает стоящий рядом Павел Смеян, тот самый, от которого мы все когда-то услышали впервые про 'тридцать три коровы' и про непогоду, которая 'нынче в моде'.

Возвращается Дмитрий, с аппетитом уплетающий кусок мацы. Радует Смеяна: 'Паша, какой классный у тебя галстук!' Затем рассматривает висящие на стене фотографии актёров театра 'Гешер'. 'Я был на их спектаклях в Москве, - говорит мне. - Там Беню Крика очень интересный актёр играл. Как его, Фахрутдинов, кажется?..'

- Миркубанов! - подсказываю я.

- Точно, Миркубанов! - повторяет Харатьян и переводит глаза на Марину. Взгляд сразу становится влюблённым:

- Дорогая, принеси мне ещё мацы!..

- Дима, спасибо тебе за беседу!

- Спасибо! Ещё встретимся!

Всё гениальное - просто, сказали?! Это про Харатьяна! А на слащавого Ди Каприо, в его сорок пять лет, мы ещё посмотрим!


Беседовал
Дмитрий АЙЗИН

 
Высоцкий 75 лет

бСЮсдЪ ?ЪЬЪдн RЪзСЫЭаУгЬаФа ?ЮЪдвЪЫ +ЦУиаУ. °жЪиЪСЭоЯнЫ гСЫд