Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
Кино - любимый вид искусства 20 века, но по-настоящему его знают немногие, а лишь те, кто его делают. В Университете мне приходилось изучать историю отечественного кинематографа, но об обратной стороне этого процесса я никогда не имела представления. И вот 24 июля 2007 года мне впервые удалось побывать на съёмочной площадке. Процесс создания фильма вызвал у меня огромный интерес, и я пробыла на съёмочной площадке целый день. Надо сказать, что съёмки фильма - очень трудоёмкое дело, которое предполагает большое терпение и упорство и, в определённой мере, борьбу с самим собой, ведь мало того, что актёр прочитает несколько раз заученный ранее текст и произнесёт его в кадре. Ему нужно нести весь смысл произведения в этих словах, и в каждый момент трудиться над созданием образа.
В тот тёплый и солнечный день режиссёр и автор сценария Татьяна Мирошник со съёмочной группой работала в центре Москвы над фильмом 'Встречная полоса', где в главной роли снимается Дмитрий Харатьян. По словам самого режиссёра это будет 4-х серийный психологический детектив, в котором Дмитрий играет главного героя Павла Волкова, 'человека в форме' - сотрудника ГИБДД, человека переживающего сложный период в жизни. Мне удалось побеседовать с актёром и задать ему несколько вопросов.
- О чём Ваш новый фильм?
Это фильм о переоценке ценностей, где главный вопрос 'Быть или не быть', - вопрос Гамлета, задаёт себе каждый человек рано или поздно и в определённом возрасте особенно. Мой герой как раз находится в таком возрасте, поэтому он задаёт себе этот вопрос. Система, в которой живёт и работает этот человек, предопределяет поступки, действия и способ существования. При этом он живёт как все и делает всё как все. Но однажды, когда в его жизни случается драма, почти трагедия, - его дочка попадает в автомобильную катастрофу и впадает в состояние комы, - у него происходит переоценка ценностей. Теперь ему кажется, что он не всё правильно делал: многое недооценивал, многим не дорожил, не понимал смысла и цены этому. Есть момент в фильме, когда герой читает дневники своей дочери, где она пишет о своём отце. Дочь боится, что папа берёт взятки, так как она читала где-то в газете, что сотрудники ГИБДД берут взятки. Она боится за папу, ведь его могут посадить, если это правда. Это одна из тем фильма.
Другая тема - конфликт поколений, конфликт отцов и детей. Герой общается со своим отцом (актёр Сергей Никоненко), с которым у него происходит этот самый конфликт. Отец - честный и правильный человек, коммунист, он живёт как раз по закону, а не по понятиям, не потому как все живут, а потому как надо. Его на пенсию пытаются отправить, а он до сих пор младший лейтенант, когда его сын давно уже капитан. Сын ему говорит: 'Что ты добился своей правдой? Ты всегда идёшь навстречу, по встречной полосе движешься'. Фильм так и называется 'Встречная полоса'.
Вот этим мне был интересен этот персонаж и это предложение, потому что здесь на самом деле решаются вопросы бытия и существования человека. Через ребёнка, через потерю, через утрату, через переоценку ценностей. И, потом ещё, здесь же важна провокация: ведь эта профессия очень непопулярна в обществе. Про работников ГИБДД есть анекдоты, их недолюбливают, относятся с раздражением, как минимум. А вот одна из задач этой картины - показать, что они такие же люди со своими страстями, семьями, потерями, бедами, любовью, друзьями и т.д. И потом, все забывают, что они не только берут взятки, но ещё и спасают людей, регулируют движение и вообще занимаются необходимым делом по большому счёту. А взяточничество - это черта российского характера. Это было, есть и будет всегда. Можно вспомнить Гоголя, и с тех пор ничего не изменилось. И это не только у работников ГИБДД так происходит, а во всех эшелонах власти, так как любая власть предполагает определённое насилие. И если есть возможность, то берут. Но бороться с этим нужно, безусловно. Если есть коррупция, то с ней нужно бороться. Но успех от этой борьбы может быть минимальным, как мне кажется, потому что это уже внутри сидит, в генах. А система, в которой работает герой, его вытолкнет, выдавит, потому что такие работники не нужны: когда все берут, а один не берёт. В этом и актуальность темы. А сюжет, история - библейская, шекспировская, она на все времена: конфликт отцов и детей, конфликт совести и комфорта, удобства и справедливости, проблема выбора. Тут всё очень глубоко по большому счёту.
Но самое интересное, когда герой становится честным и следует букве закона, становится ещё хуже. Есть по сценарию эпизод, когда герой останавливает машину, где находится провинившийся водитель, который оказывается лечащим врачом его дочери. Он не может его не наказать, так как уже пообещал дочери, что он будет честным. Ему приходится наказывать этого врача. Мало того, дальше он останавливает машину, а там едет человек без прав, но у него в машине умирающий отец, которого он везёт в больницу. Мой герой говорит: 'Я не могу вас отпустить, у вас нет удостоверения'. С места вызывают скорую помощь, но, не дождавшись скорой помощи, человек умирает. И ведь по букве закона он действует! Тут парадокс возникает, что и так плохо, и так не хорошо! А как же тогда хорошо? И где эта золотая середина?
Вот такая история про работников ГИБДД, которую мы пытаемся представить на суд зрителей, тем более сейчас стараются повысить авторитет силовых структур. Это ведь задача государства: поднять престиж силовых органов, а мы её воплощаем художественными средствами.
- Что ещё в планах на будущее?
Я сейчас начал сниматься в римейке 'Розыгрыша', снимает его молодой режиссёр Андрей Кудененко, а художественный руководитель этого фильма Павел Лунгин. Это будет 'Розыгрыш' 30 лет спустя, а называться фильм будет 'Прикол'. Там я уже играю отца Комаровского, антипода. Новый 'Розыгрыш' - это не то, чтобы какое-то ретро, это школа сегодняшнего дня, проблема сегодняшней молодёжи, но с персонажами того фильма.
- Это будет элитарное кино?
'Розыгрыш' не был элитарным, это было народное кино. Он стал элитарным сейчас, потому что его смотрит и воспринимает малое количество людей или моего поколения или тех, которым не безразлично прошлое. Те, которые в ретро видят не просто 'нафталин', а понимают, что сегодняшнее вышло из того вчерашнего, и они хотят разобраться в том вчерашнем, чтобы понять сегодняшнее. А, во-вторых, мне кажется, там опять подводятся вечные темы, ценности. И совершенно не важно, что сейчас другая мода, что взаимоотношения изменились, что сленг другой, - суть остаётся той же самой: добро побеждает зло, или наоборот: любовь - ненависть.
- Кстати, о добре и зле, Вы бы хотели сыграть ещё отрицательного персонажа?
Не знаю, смотря какого, потому что это всё относительно.
- Я слышала, что Вам предлагали сыграть роль Люцифера?
Это было, но это было давно. Мне Кирющенко предлагал сыграть эту роль, который поставил спектакль 'Счастливчик Смит'. Он тогда ставил спектакль 'Адам и Ева' и там была роль Люцифера, но я его играть не стал. Я очень верю в эти вещи. Если ты веришь в Бога, то тебе ненавистен дьявол и всё, что связано с тёмными силами, тёмной стороной. Её нельзя не только культивировать, на мой взгляд, но и произносить, а тем более играть. Поэтому, зачем же я буду носителем зла, ведь это не моё. Я не хочу это привносить в мир, я не хочу об этом говорить, упоминать. Это есть, безусловно, и не надо закрывать на это глаза. Мы все знаем, что это существует. И каждое упоминание о нём даёт ему силу.
- Вы давно пришли к вере?
Во-первых, у меня в моём роду есть священнослужители, поэтому это генетически заложено. Во-вторых, моя семья, по крайней мере, по маме, жила вообще в традициях религиозных, потому что это дворянская семья, она существует с 13 века и это рано или поздно выходит, оно проявляется. Кроме того, ряд ошибок, падений и опыт, который я получил в жизни, мне дал возможность понять и оценить то, что есть бесценные вещи, в том числе и то, о чём мы сейчас говорим. Но говорить вообще, в принципе, об этом не надо, так как это очень интимное. Вера - это очень личное, вот почему 'не упоминай имя Бога всуе', только молиться можно вместе и молитва от этого приумножается. Чем больше людей, тем сильнее она действует, доходит, потому что эта энергия приумноженная, энергия массы. Вот почему существует паломничество, почему молятся в Церкви и.т.д. Понятно, что всё это таинство, но совместная молитва больше очищает, ведь ты понимаешь, что ты не одинок в этом мире.

Беседу вела
Светлана Пушненкова

СПАСИБО БОЛЬШОЕ СВЕТЛАНЕ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ!
 
Высоцкий 75 лет

бСЮсдЪ ?ЪЬЪдн RЪзСЫЭаУгЬаФа ?ЮЪдвЪЫ +ЦУиаУ. °жЪиЪСЭоЯнЫ гСЫд