Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
Звезды кино стали дончанами. На неделю

Всю минувшую неделю Донецк был настоящим центром кинематографа. Ведь далеко не каждый год в нашем городе снимаются звезды отечественного кино. А о мировом масштабе и говорить не приходится. Для известного украинского режиссера Оксаны Байрак нет ничего невозможного. В свой новый фильм, который будет рассказывать о чернобыльской трагедии, она пригласила известного гардемарина Дмитрия Харатьяна и голливудскую звезду Эрика Робертса - брата рыжеволосой Джулии (впрочем, об этом "нюансе" своей биографии актер предпочитает не вспоминать). Что самое интересное: действие фильма, который телезрители смогут увидеть на телеканале "Интер" 26 апреля следующего года - в двадцатую годовщину трагедии, - происходит в Америке. И мы можем гордиться, что наш город уже может служить такой "декорацией".

Несмотря на плотный график - съемочная группа находилась в Донецке всего пять дней и в субботу уже вернулась в Киев, - Оксана нашла время, чтобы дать эксклюзивное интервью для нашей газеты. Режиссер испытала на себе профессию журналиста и потому умеет говорить интересно.

В Донецке снимали "Америку"

- Что такое есть в Донецке, чего нет в Киеве?

- Начнем с того, что в Донецке есть сам Донецк. Есть натура: офисные здания, гостиничные комплексы, напоминающие американские строения, а в частности госпиталь, в котором происходит действие. Знаем, что идем на абсолютный обман, и мы должны чувствовать, что это соответствует каким-то канонам. Выбирались объекты по всей Украине, ведь если будет международный прокат, а мы на это рассчитываем, не хочется, чтобы над нами смеялись. Потому что когда я вижу американские фильмы, в которых русские ходят в ушанках со звездами на полголовы и разговаривают о мэдведях (именно через "э") и о водке, то у всякого нормального человека это вызывает просто ужас. В Америке будут натурные съемки - это океан, экстерьер церкви и заход в театр, где действительно выступают балетные труппы.

- А наш оперный театр не попал к вам "в кадр"?

- Мы сотрудничаем с вашим театром, с Вадимом Писаревым. Мне вообще очень приятно с ним работать, потому что когда в 2000 году я делала "Сентиментальную балладу серьезных мужчин", познакомилась с ним, и он оставил самые приятные впечатления, а я безумно люблю талантливых людей. И еще меня очень обрадовало, что есть детская постановка "Спящей красавицы" у Вадима, а это выписано в нашем сценарии. Так что теперь нас ждет вторая командировка - в сентябре, и этот балет обязательно войдет в фильм. Семьдесят процентов из запланированного в вашем городе мы уже сняли.

- Вы вспомнили о "Сентиментальных балладах..." Осталось ощущение, что проект закончился рано, в момент самого расцвета.

- Считаю, что все нужно заканчивать как бы на взлете. Мы действительно были на пике популярности, но победил кинематограф. По большому счету я - кинорежиссер и безумно хотела вернуться в эту профессию. А баллады были для меня своего рода мини-фильмами. Мне безумно жаль этот проект, может быть, программа будет реанимирована - у меня есть идея сделать "Баллады..." пять лет спустя. Пригласить тех же героев и проследить, что произошло в их жизни за это время.

Первый прецедент новой власти

- Кинематограф в Украине только начал возрождаться после длительного застоя. Чего не хватало - денег, талантов?

- С талантливыми людьми, слава Богу, все сложилось. И мы знаем, что в советское время восемьдесят процентов московской элиты составляли украинцы. Сейчас, конечно же, препятствуют финансовые проблемы и несовершенное законодательство. Кинематограф должен пользоваться льготным налогообложением. Это особая часть искусства, дорогостоящая, но нужная. Люди, которые хотят вложить деньги в его развитие, должны понимать, что они от этого что-то получат. И, конечно же, нужно внимание государства. И дай Бог, наш фильм будет первым прецедентом новой власти, когда Министерство культуры по-новому посмотрело на кинопроизводство - вложение министерства составляет пятьдесят процентов бюджета фильма, и это нормально. Я против монополии государства на кинорынке и считаю, что независимые компании должны развиваться, независимые художники должны иметь право на собственное самовыражение жизненных эмоций и позиций.

- А кто из современных режиссеров вам близок?

- Я безумно люблю Андрона Кончаловского. "Романс о влюбленных" - для меня эталон, мое состояние души. Эльдар Рязанов - для меня это вообще детский идеал такой... Если говорить о мировой классике - это, конечно, Боб Фосс, его гениальное "Кабаре", весь этот джаз - я просто снимаю шляпу.

Робертс "клюнул" на сценарий

- Какими качествами должен обладать актер, чтобы вы его пригласили в свой фильм?

- Он должен подходить под тот образ, который я придумала. Я леплю образ и уже автоматически вижу, кто бы мог это сыграть.

- А какими качествами должен обладать режиссер, чтобы с ним согласился работать Эрик Робертс?

- Если мы говорим о нашем проекте, то Эрика Робертса привлек сценарий, и он сказал о том, что в такой истории не принять участие невозможно. Ведь мы говорим об общечеловеческой трагедии, о судьбах, о людях, которых уже нет в живых. Что касается режиссуры, то ты просто должен быть профессионалом и любить свое дело. И вообще Эрика я очень люблю - чувствую его настрой, глубину...

- С Дмитрием Харатьяном вы снимаете уже третью ленту. Это насколько же надо любить актера, чтобы так плодотворно с ним работать?

- Когда я пригласила его в фильм "Убей меня, ну пожалуйста", даже не подозревала, что у нас завяжутся какие-то творческие и человеческие отношения, потому что мы стали друзьями и на съемочной площадке, и в жизни. Для меня он открылся актером сумасшедшей глубины и философии. Наш фильм "Тебе, настоящему" имел просто оглушительные рейтинги, и все сказали, что Харатьян абсолютно другой - глубокий, взрослый, переживающий. Вообще счастье режиссера - найти своего актера. И когда я понимаю, что могу его показать и в комедийной роли, и в трагикомедии, и в мелодраме - это прекрасно.

Легок на помине...

- Великая Оксана Байрак дает интервью! Прячешься от меня? - неожиданно "нагрянул" сзади Дмитрий Харатьян. "Муза" Оксаны Байрак пытался сделать вид, что обижен - не встретили, не заметили, не поздоровались... Но на самом деле ощущалась и духовная близость, и взаимопонимание, и просто дружба. Да и настроение у Дмитрия было великолепное, я бы даже сказала игривое. Он позировал фотографу, примерял очки Оксаны, показывал "фишки", которым его научил Робертс. Будем надеяться, Дмитрий не воспримет их как руководлство к действию, ведь о нетрадиционной ориентации Робертса ходят легенды. После череды "претензий" и шуток, Дмитрий вернулся в свой номер, а мы, соответственно, поинтересовались, тяжело ли работать со звездами.

- Со звездами не тяжело работать, - закричала Оксана, чтобы и Харатьян услышал об этом на своем третьем этаже, на что Дмитрий сразу отозвался "каверзной" репликой. - Ты воспринимаешь это не как каприз, а как норму жизни, потому что люди, которые занимаются "самосгоранием", а классные актеры не могут халтурить, они полностью сжигают свою душу и тело. Их капризы очень приемлемы, потому что для меня - они дети. Это компенсация за то, что они потом приносят на экран...

На балконе вновь показался Харатьян. Он сбросил в холл гостиницы, как и положено, "маслом вниз", фото формата А4 "собственной работы", где в объятиях Оксаны млел кумир миллионов "злодей" Эрик Робертс - они были запечатлены во время танца. Видимо, Дмитрию обязательно нужно было, чтобы этот кадр увидели журналисты.

- О чем мы? А, капризы... В общем, я считаю это компенсацией душевных сил. Это если говорить о нормальных людях. А с не нормальными я не работаю.

- Есть и такие?

- Я ищу для себя людей, с которыми мы "одной группы крови". Вот с Робертсом одной группы крови. С ним мне было очень волнительно встречаться - я впервые общалась в своей жизни с кумиром. Вообще живу по принципу "не сотвори себе кумира". Но когда ты понимаешь, что увидишься с человеком, который является для тебя эталоном актерского таланта и мужской красоты, нужно вести себя адекватно. На съемочной площадке я поняла, что это блестящий актер. Когда вчера во время сцены в театре Эрик смотрел на уходящую девочку, и его глаза наполнились слезами, я подумала: "Господи, какой же там все-таки психологизм, и сколько философской глубины".

- А Эрик впервые в Украине?

- Да. Но у его жены украинские корни. Он просто влюбился в нашу страну - и если раньше настаивал, чтобы озвучивание происходило в Штатах, то теперь готов приезжать к нам, в Киев.

Впрочем, вполне возможно, что ему понравится и Донецк. По крайней мере, Дмитрий Харатьян уже пообещал дать интервью для читателей "Донбасса" в свой следующий приезд в сентябре.

Олеся ОСТАФИЕВА.
Фото Сергея РЫБИНЦА.
 
Высоцкий 75 лет

бСЮсдЪ ?ЪЬЪдн RЪзСЫЭаУгЬаФа ?ЮЪдвЪЫ +ЦУиаУ. °жЪиЪСЭоЯнЫ гСЫд