Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Оксана Байрак: "Аврора" мне далась с большой болью
 

 
  
 

Ради нее Американская киноакадемия впервые отступила от своих правил. За ее рождение заплатили тремя смертями и общемировой катастрофой. Она - это новый фильм Оксаны Байрак "Аврора". И будем надеяться, что 23 января 2007 года, когда объявят претендентов на премию "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм", она поистине грянет залпом.

- Оксана, вы недавно вернулись из Лос-Анджелеса, где вашу картину "Аврора" отобрали в конкурс. Расскажите, как все проходило.

- О! Это достойно книги! Дело в том, что по правилам отбор конкурсных фильмов Киноакадемия закончила второго октября. И до тринадцатого числа оставалось время только для того, чтобы подать копии с английскими титрами. В Лос-Анджелес я попала 13 октября. И первое слово, которое я услышала, было "No". Американцы никогда не нарушают своих правил. Но я же Остап Бендер в юбке! Я показала ролик, фотографии героев. Мне улыбались, но, по-прежнему, говорили "No".

Тогда я напомнила о взрыве в Корее накануне: "Вы посмотрите. Мы хотим показать, что мирного атома не бывает. Бывают люди мира и люди войны". Меня попросили оставить трейлер. В придачу, я оставила фильм, спросив: "Можно ли вам позвонить в понедельник?". Ответ был категоричным: "Нет! Только в среду или четверг". Я посчитала это вежливым отказом. Но через два часа раздался звонок мобильного и вежливый голос в трубке сказал: "Мы хотим вас поздравить. Вы допущены к конкурсу". За 78 лет было сделано первое исключение, именно нам.

- "Аврора" русскоязычный фильм. А известно, что на "Лучший иностранный фильм" может номинироваться картина на государственном языке. Вам снова сделали подарок?

- Нам повезло, так как с этого года в этой номинации разрешили подавать фильмы не только на государственном языке, но и на языке самого многочисленного национального меньшинства. Да, и если мы говорим о 1986, то языком межнационального общения был русский язык.

- Наверное, радости не было предела?

- Радость со слезами на глазах! До этого момента, всегда, когда смотрела на рыдающих кинематографистов, получавших "Оскар", думала: "Какие-то сумасшедшие люди, эти американцы! И чего они рыдают?!" Теперь, абсолютно, понимаю природу этих слез.

- Сейчас в Украине вышел тираж книги "Аврора, или Что снилось спящей красавице". Почему решили издать книгу до выхода фильма в прокат?

- Книга издана для подогрева еще большего интереса к фильму. Грамотно продуманная пиар-компания.

- Оксана, вы пробивной человек. А есть ли вещи, которых вы боитесь?

- Я очень боюсь слова "смерть". Если бы я, на миг, стала волшебницей, то, немедленно, его отменила. Я очень боюсь потерь... Первый съемочный день был в церкви... У меня должен был сниматься прекрасный актер, мой близкий друг Толя Дяченко. Но именно в этот день он погиб. Когда я закончила съемочный период, ушел из жизни мой брат. А когда в Америке, мы заканчивали пост-продакшн, умер мой любимый пес Бэк, частичка моей души. Так что, "Аврора" мне далась с большой болью.

- А почему было выбрано российское издательство для книги "Аврора"?

- В России есть определенные табу на издания иностранного производства. А книга продается не только в Украине, но и в России, Беларуси и Казахстане.

- Книга "Аврора, или Что снилось спящей красавице" - копия сценария или самостоятельное произведение?

- Книгу мы создавали так: Лев Рыжков посмотрел фильм, прочитал сценарий Петра Гладилина, выслушал мои комментарии, сделал выводы и переложил это все в книгу.

- Когда вы задумали снимать фильм о Чернобыльской катастрофе, присутствовала ли мысль о конкурсах, фестивалях?

- Мне кажется, что каждый режиссер рождается с желанием получить "Оскар". Но ни одна награда в мире не стоит трагедии, которую пережил мой народ. Фильм "Аврора" - моя гражданская позиция. Хочу донести до каждого зрителя боль потерь, трепет чувств, надежду на очищение и возрождение.

- Ваша главная героиня, которую играет Настя Зюркалова, просто поражает. Почему именно маленькая девочка центральное звено картины?

- Таких же детей были тысячи. Хотя когда мы обращались к чиновникам от атомной энергетики, нам отвечали: "Ваш сценарий плохой. Вернее, он хороший, но никто из детей на территории Украины не болел острой лучевой болезнью". Но это же вранье!.. И еще, все богатства мира не стоят одной единственной слезы ребенка.

- Снять кино о Чернобыле - большая ответственность. Не так много времени прошло, ничего не забыто, много свидетелей... Как занимались подготовкой к картине?

- Я попыталась изучить все. Конечно то, что было под грифом "Совершенно секретно", недоступно до сих пор. Но мы встречались с ликвидаторами аварии, ездили в Чернобыль для беседы с нынешним руководством ЧАЭС. Чтобы соблюсти историческую правду ознакомились с архивными документами. А еще - посещение реабилитационных центров, изучение огромных медицинских талмудов, медицинских историй чернобыльцев...

- История историей. Но вы же не хронику снимали. Было ли место художественному вымыслу?

- Да, у нас есть одна единственная намеренная ложь. Я прошу прощения у чернобыльцев. Из Припяти и Чернобыля последние жители были эвакуированы 28-29 апреля. У нас же их выселили 1 мая. Я не могла не показать это вопиющее преступление власти против народа, когда в Киеве, по Крещатику на первомайской демонстрации радостно маршировали, ничего не подозревающие школьники и ветераны Великой Отечественной...

Самый многолюдный марш ветеранов. А кто ответит за то, что 27 апреля дети Припяти и Чернобыля еще игрались, в, уже, радиоактивных песочницах. Нашу Аврору забирают в больницу 1 мая и врач, видя, по телевизору, демонстрацию, говорит: "Детей на улицу выгнали, сволочи!"

- Не страшно было в Чернобыльской зоне?

- Нам четко говорили, куда идти, куда нет. Потому что на одной и той же тропинке были "зараженные" и "чистые" места. А потом мы пили красное сухое вино. Даже Настька.

- А какой бюджет картины и сколько шли съемки?

- Я могу сказать, что, на сегодняшний день, бюджет картины составил около полутора миллионов долларов. А съемки длились 45 дней.

- Одну из главных ролей в вашем фильме "Аврора" играет легендарный Эрик Робертс. Как вам с ним работалось?

- Прекрасно! Мы просто влюбились друг в друга, не в смысле организма (шутка). Просто мы, творческие люди одной группы крови. Но свои сложности и нюансы, несомненно, имели место быт. А, уже в Америке, на тонировке Эрик мне сказал: "Как здорово! Я хочу с тобой работать дальше, потому что ты меня устраиваешь во всем".

- Почему пригласили именно его?

- В Эрика Робертса я влюблена практически с детства. Уже тогда он был для меня идеалом таланта, идеалом красивой некрасивости и мужественности. И еще, я точно знала, что, когда стану режиссером, обязательно поработаю "с этим прелестным Эриком Робертсом."

- Говорят, что вы снимаете в кино только своих друзей. Правда?

- Это так, да не так. Просто, я дружу, практически, со всеми актерами, которых снимаю. А обвиняют в том, что я снимаю одних и тех же - это глупость. Знаете, я всегда ратую за семью. Я, вообще, моногамна. И мне нравится команда единомышленников, которые чувствуют и понимают друг друга. Я дружу с Олей Кабо, с Митей Харатьяном, с Димой Дюжевым, с Игорем Верником. Про Володю Горянского я вообще молчу, потому что за последние полгода мы сроднились.

- С кем из мировых звезд хотелось бы поработать?

- Аль Пачино! Это актер -глыба. И еще... Я, вот, познакомилась с Брюсом Уиллисом. Он такой энергетики мужчина! Правда, никакой не "крепкий орешек": покатые плечи, лысинка: Когда он только появился, я подумала: "Что это?!" А потом мы вместе весело пили текилу, танцевали джигу, и я поняла, что Брюс - Наш Человек.

- Вы плодовитый режиссер. Легко ли Оксане Байрак снимать кино в Украине?

- Надеюсь, не только плодовитый, но и талантливый. Я не "протираю звезду во лбу", - просто, мое имя стало брендом. И уже не я ищу деньги, а деньги ищут меня. И если я приглашаю "звезд" в свое кино, чаще всего, у меня уже не просят почитать сценарий, а сразу говорят - да! И это радует.

- Есть ли такая идея, которая пока не получается реализовать в кино?

- Боюсь прогневать Господа Бога, но нет. Потому что есть волшебное слово "хочу". А если я хочу, значит, я могу.

- Кто из режиссеров вам нравится?

- Для души - Боб Фосс. Когда смотрю "Кабаре", восхищенно рыдаю в подушку от умения этого великого режиссера тонко "играть" на самых сложных струнах человеческой души. И все это так легко, так элегантно, что хочется кричать "Браво!". И еще - Андрон Кончаловский. Абсолютный симбиоз разума и чувств.

- Какое кино вы вообще смотрите?

- Смотрю то, что выходит в прокат. Очаровал Альмадовар фильмом "Возвращение". Первые пять минут фильма я думала, что засну. А потом - только Восторг! Неожиданно поразил "Знакомьтесь, Джо Блэк". Хопкинс и Питт - потрясающий дуэт. А еще... я ненавижу фильмы с плохим финалом. У меня это с детства, когда папа выстраивал мне для прочтения книги "Золотого фонда", я сразу же заглядывала на последнюю страницу.

- А украинцев смотрите?

- Да, конечно.

- И как вам?

- Я стараюсь во всех вещах видеть плюсы. Некоторые режиссеры просто радуют. Например, Саша Кириенко, который сейчас снял мелодраму "Моя мама Индия". Милая картина!

- Какая вы на съемочной площадке? Потому что в общении вы милая, веселая и очень эмоциональная.

- В жизни я самая умная, добрая, красивая, талантливая. И все во мне одной (шутка). На съемочной площадке я очень авторитарна, часто несдержанна, но могу поставить себе большой плюс за то, что не пользуюсь ненормативной лексикой. Но могу "убить" словом - интеллигентно. А по-другому, наверное, нельзя, ведь я же всегда в образах, все контролирую, держу в уме все линии. Иногда снимаю сегодня сцену развода, а через две недели сцену первой встречи и безумной любви. Еще, я очень благодарна своей команде. Они лучшие и кино для них - это жизнь.

- Знакомы ли вы с картинами-конкурентами?

- К сожалению, только с одной. Это "Возвращение" Педро Альмадовара. Мне очень нравится этот фильм. Он абсолютно о женской душе, где каждый кадр пропитан любовью к женщине. Женские мотивации полностью оправданы. Альмадовар гениален.

- И как вы оцениваете свои шансы?

- Мне приятно, что так спрашивают. Думаю, что войти в пятерку номинантов у нас есть все шансы. И, если это случится, то это будет победа не Оксаны Байрак. Это будет победа государства Украина.

Беседовала Ольга Мазуренко, газета "CN-Новости"

Источник: http://mignews.com.ua/articles/231753.html
 
Высоцкий 75 лет

бСЮсдЪ ?ЪЬЪдн RЪзСЫЭаУгЬаФа ?ЮЪдвЪЫ +ЦУиаУ. °жЪиЪСЭоЯнЫ гСЫд